Чайные церемонии проходят в Yого-студии на Волкова 25 ежедневно, после занятий.
Чай можно пить в такое время:
Когда ты празден;
Когда слушаешь скучные стихи;
Когда мысли спутаны
Когда отбиваешь такт, слушая песню;
Когда музыка умолкает;
Когда живешь в уединении;
Когда живешь жизнью ученого мужа;
Когда беседуешь поздно ночью;
Когда занимаешься учеными изысканиями днем;
В брачных покоях;
Принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек;
Когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий;
В хорошую погоду;
В сумерки дня;
Когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу;
Среди раскидистых деревьев и бамбуков;
Когда распускаются цветы;
В жаркий день у зарослей лотоса;
Возжигая благовония во дворе;
Когда младшие покинули комнату;
Когда посещаешь уединенный храм;
Когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.
Сюй Цзэшу, XV век
Продолжая погружение в культуру чайных церемоний , на этот раз мы отправимся в далекую провинцию Фуцзянь!!!Чаи провинции Фуцзянь.
По мнению ученых, возраст этих уникальных чайных растений более 350 лет. До последнего времени чая, выработанного из их листа, в свободную продажу поступало около 20 грамм в год. В 2007 году на сбор их листа будет объявлен мораторий. Шесть чайных растений Дахунпао
В 80-х годах 20 века ученым удалось культивировать дахунпао, в результате чего этот уникальный чай стал доступен не только партийному руководству. И хотя это будет только "однофамилец" легендарного "Большого красного халата", хорошо сделаный современный Дахунпао порадует вас крепким полным вкусом с присущим всем уишаньским яньча "дымком". молодой и старый Дахунпао
Чайный лист: начало пути
Выращивать чайные кусты начали в глубокой древности в Юго–Западном Китае, на территории современных провинций Юннань и Сычуань. Этот район необыкновенно благодатен. Здесь идеальные условия для роста и развития чайного растения (чайного дерева, как называют его сами китайцы): круглый год теплый воздух на горных склонах позволяет чайному растению бурно развиваться, давая всё новые и новые побеги. Первый, самый качественный сбор чая в Китае проводят в марте, а затем в мае и в июле.
По свидетельствам историков, традиция употребления чая уходит в прошлое более чем на две тысячи лет. Упоминания чая встречаются начиная с эпохи Чунь-цю (Весен и Осеней) (VIII-Vвв. до н.э.). Однако произведения искусства, посвященные, появляются гораздо позднее: «Ода чаю» относится к IV в. н.э., а знаменитый «Канон чая» был написан уже при династии Тан (VII-IX вв. н.э). В то время чай заваривали совсем по-другому: листья варили в кастрюле, как суп. Иначе обрабатывали и чайный лист. Листья собирали ранней весной, просушивали, растирали в порошок, а потом приготовляли из него пилюли. Эти пилюли перед употреблением растирали в посуде. К IX в. н.э. чаепитие стало респектабельным занятием среди китайской элиты, а императорский двор ввел на производство и продажу чая государственную монополию.
С давних пор по морю и по суше чай вывозили из Китая в самых разных направлениях. Знаменитый шелковый путь (который с успехом можно назвать и чайным путем) начинался в современной провинции Шэньси, проходил по коридору к западу от Хуанхэ, через Синьцзян вел в Среднюю и Западную Азию, Афганистан, Персию, и дальше в Рим. Приблизительно с V в. н.э. китайцы начали активную чайную торговлю на монгольских рубежах с турецкими купцами. Судя по японским записям, во времена династий Суй и Тан (VI-IX вв. н.э.) культура чаепития начинает проникать в Японию: буддийские монахи превратили питие чая в часть своей духовой практики, а в монастырских садах разводили чайные кусты. Примерно в это же время обычай чаепития дошел до корейцев, и вскоре Корея обратилась с просьбой к могущественному соседу прислать семена чайного куста, чтобы выращивать чай у себя. В Европе чай упоминается впервые в «Путевых записках» Марка Поло. Уже в XVII в. начался регулярный импорт китайского чая в Европу и Америку, а первая чайная была открыта в Лондоне (поэтому многие думают, что «английский чай» растет на берегах Темзы). С этого времени чай постепенно становится одним из самых популярных в мире напитков.Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных для тех или иных целей. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев. Поскольку данные чаепития рождали в человеке особые — возвышенные и даже торжественные чувства, на Западе их стали называть «церемонией». На китайском же это чайное действо звучит как «ГУН-ФУ ЧА», причем ГУН-ФУ означает «высшее мастерство» или «высшее искусство», а ЧА соответственно, «чай». Получается, что ГУНФУЧА — это «высшее мастерство чаепития».
Во время ГУНФУЧА вы получаете возможность насладиться всеми четырьмя «достоинствами» чая, как то: формой листа, цветом настоя, ароматом и, наконец, вкусом чая.
Конечно же, как всякое исключительное действие для особых событий, церемония ГУНФУЧА является моделью всего мирового процесса, суть которого наиболее точно выражена в китайской мудрости о том, что нет ничего постоянного, кроме самих перемен, поскольку силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга. Символический смысл этого, можно сказать, мистического ритуала, выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян.
ГУНФУЧА требует особой атмосферы и специального настроя, достичь
которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время
чаепития, должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна услаждать слух,
все вокруг должно быть гармоничным, поскольку все пять стихий участвуют в
чайном действе. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное
значение для правильного протекания всего чаепития. Удивительным образом его
роль и незаметна и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко
чувствует состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения,
не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера ГУНФУЧА
есть свои наработки, свое тонкое умение, свои приемы. Можно сказать, что чай
создает атмосферу, а мастер ее шлифует.
Для Чайной Церемонии используют только У-лунские чаи. С их помощью Вы получаете возможность насладиться всеми четырьмя "драгоценностями" чая: формой листа, цветом настоя, ароматом и, наконец, вкусом чая. |
Для того, чтобы взаимодействие с чаем было более полным и насыщенным, в Чайных церемониях используется специальная посуда. Сначала чай, предназначенный для заварки, насыпается в «Чайную коробочку» — Ча-хэ; с ее помощью участники церемонии имеют возможность «познакомиться» с чаем. Для каждого человека выставляется две чашки, называемые чайной парой: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая чашка - для наслаждения цветом и вкусом чая. Чаще всего чашки ставятся на маленький поднос-подставку. Это удобно для наливания чая и формирует композиционное единство чашек. При проведении чайной церемонии кроме чайника применяют также Ча-хай, что означает «Море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе.
Чайные пары, заварник и ча-хай обычно устанавливаются на чайную доску. Чай засыпают в заварник и заливают кипятком. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы дать толчок развития чаю.
Вода, используемая для приготовления чая — едва ли не самый важный элемент всего действа. Для заварки чая мы используем только родниковую воду. Она варится на открытом огне, причем важно точно уловить момент готовности кипятка.
Вторую и последующие порции заливают в заварник по мере выпивания чая, а настой переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.
Приподняв высокую чашку ее подносят к носу и медленно , внимательно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями.
Чай - это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространтв и состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. Огонь, на котором кипятится вода, лучше всего добывать из древесного угля, сделанного из твердых пород дерева.
Огонь должен быть жарким и ровным. След огня останется в воде.
Вода лучше всего подходит из горных источников, в идеале расположенных недалеко от того места, где выращивался тот конкретный чай, который вы хотите заварить. Конечно же, в большинстве случаев такая вода недоступна, поэтому ее можно заменить водой из любого источника, находящегося в пределах досягаемости.
Следующая по уровню качества вода происходит из горных ручьев и рек. И третий уровень качества дает вода из колодцев. Другие типы воды тоже могут употребляться для заваривания чая, но они неизменно дадут худший результат, и поэтому состояние и качество энергии, полученное после употребления чая, будут явно менее четкими.
Важно правильно вскипятить воду, обращая внимание на «циклы огня», которые воспринимаются и воспроизводятся в кипятке. Вода не должна доводиться до бурного кипения, так как в результате этого уходит энергия воды, которая, соединяясь с энергией чайного листа, и производит в нас искомое чайное состояние. Есть четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называются «рыбий глаз», «крабий глаз», «жемчужные нити» и «бурлящий источник». Этим четырем стадиям соответствуют четыре характеристики звукового сопровождения закипания воды: тихий шум, средний шум, шум и сильный шум, которым в разных источниках тоже иногда даются разные поэтические названия.
Кроме того, отслеживают и стадии образования пара. Например, легкая дымка, туман, густой туман. Все последние стадии вышеперечисленных параметров указывают на переспелость кипятка, который уже не подходит для заваривания чая, так как энергия огня в нем уже настолько сильна, что подавила энергию воды, и в результате вода не сможет должным образом войти в контакт с чайным листом и дать соответствующее качество энергии во мне, попившем чаю.
Теперь у нас есть правильно приготовленный кипяток. Сначала следует ополоснуть им чайник и слить эту воду в чашки, из которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась, была плавной, длинной, тонкой и мягкой, то есть точно такой же, какой должна быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально длинную, спокойную и здоровую жизнь.
Чай, перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в специальном сосуде из фарфора, который называется «ча-хэ», или «чайная коробочка». Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки.
После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки чаев типа у-лун и пу-эр. При создании взаимодействия воды и пространства посуды всегда следует помнить, что «переполнение» навлекает беду, а умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком много.
Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не должны быть большими, так как чай - это не объем воды, а тонкость качества энергии в чайном сотоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки будут значительно отличаться. После первого разлива нужно сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не оставлять его голым, то есть без воды. С каждым заливом время взаимодействия воды и чайного листа должно увеличиваться сообразно с качеством чая и обстоятельствами чаепития, чтобы гости пили чай, а не воду.
Ведущий чайного действа освобождает пространство общения, позволяя выразиться другому.
Ведущий чайного действа хранит молчание. Он ждет, пока скажет другой. Чай делает слух тонким, питая восприимчивость.
Ведущий чайного действа придает ценность тонкости воздействия, пренебрегая силой. Он воспитывает силу восприятия. Это называется тонкой восприимчивостью. Тонкая сила характеризует восприятие.
Чай учит двигаться мягко и думать плавно. Движение в чайном пространстве не принимает шума и суеты. Ведущий чайного действа придает ценность пространству, вмещающему мысли, а не мыслям, заполняющим пространство. Он смещает источник мыслей в область пространства мыслей, размышляя об устройстве пространства сознания.
Ведущий чайного действа строит пространство, сознания ощутимого мира, понимая суетность усилий и суетность устремлений. Он удерживается от обольщений, понимая волновую структуру воздействия чая. Каждое обольщение неизменно ведет к огорчению.
Как и все остальные, ведущий чайного действа - полупроводник времени. В отличие от остальных, он придает ценность длинным волнам, пренебрегая короткими. Ибо природа чая – это резонанс, длинная волна и тонкость силы.
Ведущий чайного действа различает множество оттенков в запахе чая. Те Гуанинь – это аромат свежести. В нем к свежести первого снега примешивается воспоминание о прелости осеннего леса, прохлада сентябрьского арбуза и предрассветный туман августовского луга.
Фотографии отсняты Валерием Радченко во время его путешествия по Китаю осенью 2002 года и зимой 2004 года.