14 декабря 1918 года родился Б.К.С. Айенгар Читать интервью с Б.К.С Айенгаром Сегодня
мы плохо осознаем, что живем во времена легенды, связанной с именем Шри
БКС Айенгара, сделавшего йогу такой популярной во всем мире. Айенгару,
безусловно, повезло: йога стала его призванием, когда он еще был очень
юн. Впрочем, о том, что такое молодость, у Гуруджи всегда было особое
представление: он становился старше, перешагивая в новый десяток лет,
но не переставал удивлять окружающих выполнением сложных асан, которые
не могли повторить его молодые ученики, гибкостью тела и твердостью
мускулов. Увидев Айенгара в молодости, вряд ли
кто-нибудь осмелился предположить, что он станет йогом с мировой
славой. Он родился в бедной семье, в период эпидемии гриппа, бушевавшей
по всей стране, включая его родную Карнатаку. Гриппом переболела его
мать. Все детство его мучили различные болезни: малярия, брюшной тиф,
грипп, туберкулез. Его образование закончилось в 16 или 17 лет, когда
на вступительном экзамене по английскому он недобрал 3 бала. Что все
это значило? Доктора предсказывали, что он не проживет дольше 20 лет. Он
начал практиковать в 16 лет под руководством мужа своей сестры – Шри
Тирумалая Кришнамачарьи. То был строгий наставник, который в прошлом
веке воспитал целое поколение учителей. Тренировки были суровыми.
Айенгар столько времени провел в постели, что его тело совсем не
обладало эластичностью. Шесть лет ушло на то, чтобы вернуть его
здоровье. Частично из-за страха снова стать «паразитом», частично из-за
любопытства увидеть, куда его выведет йога, он посвятил себя практике.
По его собственным словам он обнаружил «стабильность эмоций,
спокойствие ума, духовное наслаждение». Сила духа
и целеустремленность позволили Айенгару не только далеко продвинуться
по пути познания йоги, но и сделать максимум для того, чтобы об этой
практике узнало как можно больше людей. Он всегда
был убежден, что в каждом человеке, независимо от национальности, есть
задатки йога. Нужен лишь учитель, который обучит его необходимым
навыкам. Сначала Айенгар учил сам, потом задумался о том, чтобы
передать знания ученикам, воспитать новых преподавателей. Так в Пуне в
1975 году был основан Международный университет йоги. В него приезжают
на обучение люди со всего мира, и поток желающих так велик, что очередь
будущих студентов расписана на два года вперед. Наверное, ни один
человек не сделал больше чем господин Айенгар, чтобы открыть йогу
западу. Задолго до того, как Кристи Терлингтон украшала обложки
журналов, задолго до того, как йога стала многомиллионным бизнесом,
среди других учеников г-н Айенгар обучал американцев благотворному
действию асан и контроля над дыханием. Сотни его
учеников стали учителями. Они распространили его стиль практики, в
котором иногда используются такие вспомогательные средства, как одеяла,
веревки, стулья, и которая требует глубокую концентрацию на технике,
что иногда подразумевает удержание позы в течение нескольких минут. Еще
его можно назвать одним из самых проникновенных авторов книг о йоге,
как об ее физическом аспекте, так и об актуальной по сей день
философии, которой уже 2200 лет. Его книга «Прояснение Йоги», где
даются пояснения к выполнению более 200 асан, переведена на 17 языков и
продается на протяжении 35 лет со дня ее первой публикации. Он с
гордостью говорит: «Айенгар – это йога, йога – это Айенгар. Эти два
слова являются синонимами». Десятки лет назад
мостом, приведшим его на Запад, послужил скрипач Иегуди Менухин. Во
время своего путешествия в Бомбей он услышал о йогине и пригласил его
на 5 минутное интервью, назначенное на 7 утра. Айенгар неохотно
проделал семичасовой путь до Бомбея. Пятиминутное интервью вылилось во
встречу, длившуюся три с половиной часа, и увенчалось дружбой, длиною в
жизнь. Менухин был обязан Айенгару преображением своей игры и отвез его
в Швейцарию, где другие музыканты также захотели учиться у него. Когда
он впервые принес учение йоги на запад, ни Европа, ни Америка не
встречали его с красной ковровой дорожкой. В 1956, во время своего
первого путешествия в Америку, ему сказали, что при выходе из аэропорта
белых нужно пропускать вперед. Тогда йога никому не была интересна. Он
продолжал учить. Ко времени, когда он снова приехал в Америку в 1973
г., он обнаружил, что его ждали сотни учеников. Теперь институты
Айенгара, ассоциации и учителя существуют по всей Америке, Европе и
остальным четырем континентам. Пробужденная им,
на Западе йога стала явно коммерческой и более концентрированной на
физических аспектах в отличие от духовной практики, которой учил и
которую отстаивал Айенгар. Спросите его о современном увядании йоги, и
вы увидите намек на сварливость в его обычно теплом взгляде. «Я думаю,
что многие из моих учеников последовали совету, который я дал им годы
тому назад: давать больше, чем берешь», сказал Айенгар, недовольный
одним "йогом последнего поколения", который открыл свой класс не
где-нибудь, а прямо около его школы. «Возможно, коммерческий подход
схлынет позже». Когда ему было 66 лет, он
прошел обследование в Сан-Франциско. И удивительное дело: специалисты
определили жизнедеятельность клетки его организма на уровне 25-летнего
олимпийского чемпиона. Это ли не наглядный пример реальной пользы
древнего учения для современного человека? 14
декабря 2008 года ему исполнится 90 лет. Впрочем, он проведет этот день
так же, как и любой другой. Его тело будет сгибаться и растягиваться в
серии асан, позах, которые с трудом выполнят большинство людей даже на
четверть моложе его. «Практика – мой праздник», - говорит Айенгар о
йоге. Сегодня седина покрывает его волосы, лицом
овладели морщины, тело стало одновременно и мягче и жестче, по
сравнению с мускулистым телом на пике своей фантастической гибкости. «Я
должен беречь себя»,- говорит он. Но цель остается прежней. Через
физическое движение освещать и открывать неизвестные уголки тела и
сознания. Йога – это искусство, говорит Айенгар, а тело инструмент, так
же, как и в науке. Это его религия, и он живет в соответствии с ее
принципами. В Индии Айенгара постоянно почитают и награждают, в
остальном же его жизнь очень проста. «Как я могу забыть о днях моей
юности?», говорит он. Кажется, он до сих пор до конца не избавился от
страха скатиться до состояния зависимости, пассивности, беспомощности.
По его словам именно поэтому даже в свои года он не остановится, и по
этой же причине он так много внимания уделяет травмобезопасности. «Я не
могу сказать: « Я стар, поэтому я не хочу делать это». Я не желаю
уходить от действительности, как другие». |