ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость Пятница 27.12.2024 23:08 | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Разное [11]
Статьи из журнала YОГА [2]
Мини-чат
200
Наш опрос
Моё отношение к Йоге 23
Всего ответов: 394
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Разное

Шри Йогенда УХОД ЗА ЗУБАМИ, РОТОВОЙ ПОЛОСТЬЮ, ЯЗЫКОМ, УШАМИ И ВОЗДУШНЫМИ ПАЗУХАМИ

Очищение зубов, рта, языка, ушей
и воздушных пазух, что является
первейшей обязанностью йогина,
нужно тщательно выполнять каждое утро.

Хатха-Йога-Прадипика, II, 16 и далее

1. Зубы и рот

Рот является единственным источником инфекции и самоотравления, доступным для всех видов инфекций и особенно для гноеродных бактерий. Инфекция проникает в организм прежде всего через рот по той простой причине, что выделяемые здесь секреты и слизистая оболочка ротовой полости не обладают теми защитными функциями, которые имеют другие органы тела. Медики указывают, что инфекционные заболевания, возникающие у корней зубов или в самих зубах, часто отрицательно влияют на общее состояние здоровья.

Существует две основные опасности для здоровья ротовой полости: (1) кариес, разрушение эмали зубов, в основном обусловленный химическими процессами, и (2) периодонтит, также известный как болезнь Риггса, вызываемый гноеродными бактериями, а иногда - паразитами. Обе эти болезни в основном поражают зубы, но их можно легко предотвратить, если тщательно очищать зубы и ротовую полость. Такие серьезные заболевания отдельных органов, как артрит, эндокардит и гастрит, а также многие другие болезни важных внутренних органов - чаще всего глаз, ушей и носоглотки, - могут быть вызваны нездоровым состоянием зубов и ротовой полости26. Даже повышение и понижение кровяного давления, наличие токсинов в крови и секретах, а также серьезные нарушения работы сердца, почек, желудка, кишечника и суставов часто можно объяснить инфекционными заболеваниями ротовой полости. Стоктон говорит: "Значение роли зубов в пищеварении нередко недооценивается. Во многих случаях хроническое несварение желудка возникает из-за неполноценного пережевывания пищи, обусловленного плохим состоянием зубов"27 .

И хотя дантист может частично восстановить зубы чисто механическим способом, он, конечно, не может изменить изъянов организма, из-за которых разрушаются зубы. Для этой цели йогическая методика очистки зубов (данта-дхаути} может оказаться более эффективной, чем обычные современные методы ухода за зубами. Эта методика основана на следовании нескольким простым принципам, а именно: на тщательном удалении инородных веществ, общем очищении рта и чистке зубов, выполняемой как минимум дважды в день - утром и вечером перед сном - с использованием (а) импровизированной зубной щетки, (б) какого-либо вида зубной пасты или порошка и (в) жидкости для полоскания рта. Современная наука об уходе за зубами теоретически признает эти факторы важными; но, сравнивая современные средства по уходу за зубами и ротовой полостью с йогическими приемами, можно выявить, отвечают ли они теоретическим требованиям.

(а) Зубная щетка. "Некоторые авторитетные ученые отвергают зубную щетку, во-первых, потому что ее щетинки нарушают целостность десен и заталкивают частички разлагающейся пиши в узкие щели между зубами. А во-вторых, сама зубная щетка после того, как ее используют несколько раз, становится настолько инфицированной, что, похоже, простого и эффективного способа ее дезинфицировать не существует"28 . Хед, Миллер, Хатчинсон и многие другие ученые и исследователи, занимающиеся проблемой ухода за зубами, после кропотливых экспериментов и лабораторных испытаний в один голос утверждают, что современная зубная щетка - не просто опасный и неприемлемый инструмент, но и что пользоваться такой щеткой - еще хуже, чем вообще не пользоваться никакой.

Хотя можно дезинфицировать зубную щетку антисептиками, большинство людей почти никогда этого не делает. Именно по этой причине Эгберт, Келлогг, Макфадден, Билз и другие говорили, что лучшим инструментом для тщательного очищения зубов является палочка из древесины апельсина или стебель сельдерея, которым нужно пользоваться только один раз. Открытия в области ухода за зубами предлагают средства, аналогичные средствам Йоги, а именно: (1) бумагу, приготовленную из древесной массы и (2) палочку из древесины апельсина. Такие методы приветствуются энтузиастами науки о гигиене как новый способ ухода за зубами.

Подобные научные достижения ведут нас назад к так называемым устаревшим и вышедшим из употребления приемам древних йогинов. Ведь Йога рекомендует использовать вместо современной профилактической зубной щетки мягкие побеги баньяна или тонкие свежие веточки некоторых других деревьев29 - древесина большинства из них имеет в своем составе щелочи и обладает вяжущими свойствами, согласно Сушруте30. Чистка зубов включает в себя процесс жевания одного конца палочки для чистки31 до расслоения ее на мягкие волокна. Кроме полировки эмали зубов, процесс жевания палочки обеспечивает необходимое их укрепление, так как, для того чтобы разжевать палочку, жевать ее нужно достаточно энергично, прилагая усилия32 . Такую зарядку для зубов нужно выполнять на протяжении пяти минут или дольше, в зависимости от вида дерева, из которого сделана палочка, а также от состояния зубов человека. Использовав один раз палочку, ее выбрасывают, что устраняет возможность последующего инфицирования ротовой полости. Нужно отметить, что палочки для чистки зубов не должны быть сухими, но напротив, насколько это возможно, нужно стараться срывать свежие зеленые побеги растений непосредственно перед чисткой. Однако если нет возможности пользоваться свежими палочками, можно применять и старые, высохшие, предварительно замочив их на некоторое время в воде. Обычно такие палочки имеют длину от шести до семи дюймов (15-18 см) и диаметр - четверть дюйма (0,6 см) (Сушрута).

(б) Зубная паста (порошок). Не менее важно правильно выбрать зубную пасту или порошок. Крупные производители зубной пасты, которую можно купить в магазинах, рекламируя свою продукцию, вынуждены вести борьбу с конкурентами, и обычному покупателю сложно определить, какая же именно паста наиболее эффективна. Хорошая зубная паста (или порошок) должна быть, во-первых, достаточно жесткой, чтобы хорошо полировать и очищать зубы. Она также должна давать хороший моющий эффект, чтобы очищать зубы, а также обладать бактерицидными свойствами, чтобы уничтожать бактерии в ротовой полости. Слишком мягкий или мелкий порошок принесет мало пользы, потому что он не может удалять твердый налет, образующийся на зубах, а слишком твердый и крупный порошок при чистке может повредить зубную эмаль. Хотя Келлогг утверждает, что древесина является одним из наиболее подходящих для этой цели материалов, не стоит напоминать, что такое вещество или древесная масса в любом ином виде обычно не входит в состав зубных порошков и паст, имеющихся в продаже.

Йогины готовят зубной порошок сами, при этом используют в определенной пропорции катеху (10 %), миробаланы (80 %) и куркуму или квасцы (10 %), тщательно перемешивая смесь и размалывая ее в порошок. При возможности также сжигают скорлупу кокосового или миндального ореха33 и полученный уголь, размолов в порошок, добавляют (в соотношении 1:3) в описанную выше смесь. Небольшое количество этой смеси (около 20 г) кладут на мягкий конец палочки для чистки зубов (данта-касты) и затем тщательно чистят ею зубы, пока полностью не удалят все инородные частицы и налет с обеих сторон зубов.

Очень полезное сочетание зубной щетки и зубной пасты дает использование манговых листьев. Опыты, проведенные в лаборатории Бхата и Шетти, доказывают, что более эффективный прием для ухода за ротовой полостью, особенно для очистки зубов, чем использование традиционного для Индии порошка из угля кокосовой скорлупы и веточек деревьев, - пожевать манговые листья и потом потереть зубы полученной массой. Возможно, этим объясняется тот факт, что у южных индийцев состояние зубов лучше.

(в) Полоскание рта. В настоящее время свежая слюна, формирующаяся на основе здоровой крови, считается лучшим антисептическим средством для дезинфекции ротовой полости. Поэтому широко разрекламированная антисептическая жидкость для полоскания рта не является настолько необходимой здоровому человеку, как обычно считают; во-первых, потому что слюна содержит вещества, которые могут усваивать крахмал и растворять крахмальный осадок на зубах - в противном случае из этого налета в результате химической реакции может образоваться кислота; и во-вторых, потому что в слюне достаточно щелочи, чтобы нейтрализовать кислоты, образующиеся в ротовой полости и вызывающие разрушение зубов. Йогины для полоскания рта и горла используют только чистую воду, повторяя процедуру три-четыре раза, обычно после того, как очистят язык.

2. Язык

"Не все знают, что разлагающиеся остатки пиши собираются на корне языка и именно они чаще, чем желудочные заболевания, являются причиной неприятного запаха изо рта"34. Немногие знают, что корень языка - это именно то место, откуда исходит неприятный запах. Ингельс из Чикаго отмечает: "Задняя спинка языка часто покрыта массой уплотненного разлагающегося эпителия, которая может покрывать и самый кончик языка, в таком случае люди говорят о налете на языке"35 . Есть и многие другие заболевания, также вызванные нездоровым состоянием языка, и поэтому очищать язык так же необходимо, как и чистить зубы и рот.

В диагностике уже давно признано, что язык среди всех других наружных органов является наиболее точным показателем состояния пищеварительного тракта. Йогины утверждают, что если за языком отсутствует уход, он становится нездоровым и отрицательно влияет на состояние органов пищеварения. Йогический прием джихва-мулашод-ханам, или очищение корня языка, заключается в удалении кончиками пальцев с языка (начиная с его корня) всех отложений слизи, которые там накопились.

Очищение спинки языка и его корня обычной зубной щеткой не так безопасно, как кажется на первый взгляд, потому что, если зубную щетку засунуть слишком далеко, жесткие щетинки могут повредить ротовую полость, вызвать сильные рвотные позывы или даже повредить небо. Метод, применяемый йогинами, более безопасен, прост и эффективен. Вот его описание.

Рис. 2. Очищение корня языка.
Обратите внимание на положение пальцев
и приемы их использования.

Сложите вместе три пальца: указательный (тарджани), средний (мадхъяма) и безымянный (анамика); введите их достаточно глубоко в рот и хорошо поскребите корень языка, пока не очистите его (см. рис. 2). При этом также старайтесь удалить все отложения и слизь (кафа), накопившиеся в ротовой полости. Почистив одну-две минуты таким образом корень языка, слегка протрите язык маслом, чтобы дальнейшие манипуляции не вызвали раздражения его поверхности.

Потом продолжайте соскребать слизь с верхней и нижней поверхности языка, медленно продвигаясь сверху вниз и высовывая язык36 .

З.Уши

На первый взгляд, нет необходимости в гигиеническом уходе за ушами, в основном потому что природа в достаточной мере позаботилась о периодическом удалении из ушей ушной серы и чешуек сухого эпителия, и поэтому этим органам обычно не уделяют особого внимания. Но нужно заметить, что загрязнение ушей оказывает определенное воздействие на общее состояние здоровья и ответственно за возникновение некоторых болезненных состояний, например головокружений, которые часто возникают из-за давления серы на барабанную перепонку.

Для ухода за наружным ухом кроме тщательного промывания во время общей ванны Хатха-йога рекомендует протирать его вращательными движениями большого пальца руки со всех сторон, оттянув ухо вниз, - особенно его переднюю поверхность, - чтобы сера или чешуйки сухой кожи отстали. Особого внимания требуют слуховой проход и среднее ухо. Обычно сера не накапливается в здоровом ухе, но все же важно проследить, чтобы наружный слуховой проход был чистым. Боль в ушах, слабый зуд и раздражение или воспаление слухового прохода можно не только легко предотвратить, но и вылечить ежедневным элементарным уходом за этим органом. Запомните, что нужно избегать периодического применения ушных капель для смягчения серы, так как на самом деле эти капли способствуют разбуханию серы и таким образом усиливают ее давление на барабанную перепонку, не принося при этом никакой пользы. Антисептическое очищение считается Рэнделлом, специалистом по ушным заболеваниям, первейшим и иногда единственным средством для облегчения, а в некоторых случаях и лечения болезненных состояний уха, и поэтому его нужно тщательно выполнять. Для удаления ушной серы врачи обычно рекомендуют осторожное, но энергичное спринцевание чистой горячей водой или 2-процентным раствором перманганата калия (40-46 градусов по Цельсию).

По общему мнению, уши не нуждаются в уходе, поэтому очищение этих органов не стало составной частью утреннего туалета, а современные авторы книг по гигиене не указывают на необходимость таких процедур и не сообщают читателям сведений по этому вопросу. Однако йогины-практики, которые очень внимательно относятся к уходу за каждой частью тела, включают очищение этого органа - особенно наружного слухового прохода, так как среднее ухо можно прочистить только при выполнении процедуры нети, - в утренний гигиенический ритуал.

Очищение ушей по Йоге, называемое карпа или карнарандхра дхаути, состоит из периодического - один раз в неделю - орошения слухового прохода и ежедневного промывания наружного уха чистой водой; не требуется никакого другого моющего средства, кроме горячей воды. Обычно в слуховой проход медленно вводят указательный палец и вращают, легонько надавливая на его стенки, чтобы удалить ушную серу, чешуйки омертвевшей кожи и пыль, которая может там накопиться за день.

4. Лобные пазухи

Мало кто знает, насколько важно содержать в чистоте и здоровом состоянии лобные пазухи. Это две полости, расположенные в лобной кости над переносицей и заполненные воздухом, которые через канал, называемый лобно-носовым соустьем, сообщаются с носовой полостью. Такие серьезные заболевания, как полипы, нагноение воздушных пазух около носовой полости, синусит, который может возникнуть после обыкновенного насморка, и т. п., развиваются в основном из-за нездорового состояния воздушных пазух. Этого легко можно избежать, если следить за чистотой пазух и отсутствием в них микробов, для чего нужно часто промывать их солевым раствором, втягивая его в нос, и выполнять процедуру нети, а также закалять эти полости оксигенизацией и энергичными упражнениями, выполняемыми при капалабхати, за которыми обычно следует умеренно глубокий массаж лба.

Из всех этих приемов ухода за лобными пазухами капалабхати, или внутреннее очищение, является наиболее эффективным37. Станьте прямо, подайте грудь вперед и свободно опустите руки, или сядьте удобно на стул, или же примите любую медитативную позу, полностью расслабившись, но распрямив грудь, - словом, примите любую удобную для вас позу38 . Затем выдохните воздух из легких и, почувствовав, что они совершенно пусты, начинайте вдох. После этого, не задерживая воздух в легких (целью этого упражнения является наполнение воздухом только лобных пазух, то есть как бы принятие внутренней воздушной ванны), быстро выдохните. Вдох (пурака) и выдох (речака) должны следовать один за другим непрерывно и быстро.

Важно запомнить, что неестественное напряжение или судорожные движения не должны нарушать процесс дыхания, и поэтому следует все время избегать судорожных рывков и напряженных вдохов и выдохов. Продолжайте вдыхать и выдыхать, не задерживая воздух в легких. Как только закончился вдох, за ним следует быстрый выдох. Как при вдохе, так и при выдохе движения должны быть глубокими и ритмичными. Дышите глубоко и быстро, подобно тому как дышится при беге: выдыхайте воздух сразу же после вдоха, повторяйте так снова и снова, с той же легкостью и быстротой, с какой "дышат" кузнечные мехи. Почувствовав усталость или сбившись с ритма, отдохните несколько секунд, сделайте полный глубокий вдох и выдох и продолжайте. Начинайте с 15 вдохов-выдохов за полминуты и постепенно увеличивайте частоту дыхания до 30 и позже даже до 60 дыхательных циклов. Однако увеличение частоты дыхания никоим образом не должно повлиять на его легкость, ритмичность и энергичность. Этому упражнению не следует посвящать более трех минут. Те, кто не привык к глубокому или частому дыханию, могут на начальном этапе чувствовать головокружение или нехватку воздуха, но после нескольких дней занятий такие явления прекратятся.

Кроме внутреннего очищения лобных пазух (1) методом оксигенизации ватакрама капалабхати и (2) очищения носовой полости, как указано в главе "Уход за носовой полостью", советуют с силой растирать и массировать большим пальцем правой руки углубление на лбу около переносицы. Это упражнение очень полезно. Оно называется капала-рандхра-дхаути; считают, что оно способствует лечению некоторых болезней глаз, ушей, носовой полости и воздушных пазух, возникающих из-за расстройств циркуляции жидкостей в организме39 .

5. Терапевтическая ценность капалабхати

Эксперименты, проведенные в нашем институте, и данные клинических исследований, собранные за тридцать лет, свидетельствуют о замечательной терапевтической ценности капалабхати в лечении острого и хронического насморка, синусита и заболеваний бронхов40. Если выполнять это упражнение в сочетании с перевернутыми позами и глубокими и ритмичными движениями диафрагмы, его целительный эффект значительно усиливается. При заболеваниях носоглотки перед переходом к этому упражнению следует провести антисептическое очищение джала-нети, чтобы уменьшить риск распространения инфекции. Очищение корня языка и промывание и массаж носовой полости являются сами по себе наилучшим способом профилактики и ликвидации неприятного запаха изо рта и предотвращения появления гноеродных бактерий в лобных пазухах41 .

Очищение зубов, рта, языка, ушей и воздушных пазух рассматривается многими великими йогинами как единый процесс утреннего туалета, называемый пятиступенчатой данта-дхаути42 . Если же возникнут возражения, что выполнение этих процедур требует больших потерь времени, которое нелегко найти при современной нервной и интенсивной жизни, можно заметить, что польза, приносимая организму этими занятиями в итоге, стоит времени, затраченного на гигиенические процедуры.

6. Уход за лицом по Йоге

Таблица, приведенная ниже, поможет рассчитать время, необходимое для утреннего туалета по Йоге. Время указано в среднем и представляет собой минимальный отрезок. Его, конечно, можно свободно варьировать с учетом собственных потребностей и возможностей

Орган
Техника Йоги
Периодичность
Продолжительность
Зубы и рот
Данта-дхаути
Утром и вечером
5 мин.
Язык
Джихва-мулашодха-нам
Тоже
1 мин.
Уши (наружные)
Кпрна-дхаути
Утром
1 мин.
Слуховой проход
Карнарандхра-дхаути
Раз в неделю
2 мин.
Воздушные пазухи
Ватакрама капалабхати
Утром и вечером
2 мин.
Лобные пазухи
Капаларандхра-дхаути
Тоже
1 мин.

Сноски:
26 См. "Сушрута-Самхита", ниданастана, XVI, I, 2 и далее; Dr. W.A. Price, "Nutrition and Physical Degeneration"
27 См. C.G. Stockton, M.D., "Hygiene of the Digestive Apparatus", c. 26.
28 CM. J. H. Kellogg, "The Health Question Box", c. 170.
29 Полный список деревьев, обладающих очищающими свойствами, можно найти в "Чарака-Самхите", сутрастанам, V, 70.
30 Говоря о зубах у индусов, подавляющее большинство которых ежедневно выполняли логические процедуры данта-дхаути, Эгберт в своей интересной статье в "Бритиш Джорнал оф Дентал Сайенс" отмечает, что, осмотрев тысячи людей, он не нашел ни одного случая кариеса или патологического развития зубов. Он приписывает наличие такого замечательного иммунитета против болезней тому, что использовались примитивные, однако эффективные зубные щетки, точнее, палочки из свежесрезанного дерева.
31 На санскрите ее название звучит как данта-каста или данта-павана, на хинди - как датауна.
32 Подобные взгляды по поводу разнообразных преимуществ данта-касты и свойств деревьев, рекомендуемых для ее изготовления, высказывали и древние индийские врачеватели. См. "Чарака-Самхита", сутрастанам, V, 69 и далее.
33 В наших условиях наилучшим средством для чистки зубов является уголь от сожженного синего баклажана - его солевой состав идеально подходит для зубов. - Прим. ред.
34 См. Fisher, Fisk, "How to Live" (пятнадцатое издание), с. 100.
35 См. Е. F. Ingals, "Vocal and Respiratory Apparatus", с. 14.
36 Воистину поразительно, что в то время, когда не было принято хоть иногда очищать язык, йогины поняли важность и необходимость тщательного очищения не только верхней, но и нижней его поверхности и корня дважды в день, а именно рано утром и перед отходом ко сну. См. "Гхеранда-Самхита", 1,29,30 и далее; "Хатха-Йога-Самхита", V, 22.
37 См. "Хатха-Йога-Прадипика", II, 35. Согласно "Гхеранда-Самхите" (I, 55) и "Хатха-Йога-Самхите" (V, 45), существует три типа капалабхати; процедура, упомянутая выше, называется ватакрама капалабхати, или способ очищения воздушных пазух путем оксигенизации. Существует два варианта этой процедуры: (1) в первом варианте ее можно выполнять как обычное дыхание, через обе ноздри, а (2) во втором - вдыхать воздух нужно через одну ноздрю, а выдыхать - через другую, и так повторять, чередуя ноздри.
38 Очистительные процедуры обычно выполняют, сидя на корточках. Однако в Логических текстах нет упоминания о какой-либо особой позе для выполнения капалабхати. Некоторые приемы действительно требуют определенных поз для гармонизации физических процессов и реакций, и для капалабхати наиболее удобной является сукхасана. См. Shri Yogendra, "Yoga Physical Education", четвертое издание.
39 См. "Гхеранда-Самхита", 1,34,35; "Хатха-Йога-Самхита", V, 24,25.
40 Можно привести типичный пример: 36-летний американец, живший в Нью-Йорке на Фултон-стрит, несколько лет страдал от неприятного запаха изо рта. Со временем у него возникло нагноение в воздушных пазухах и начались нездоровые выделения. Местное лечение не дало удовлетворительных результатов, и ему предложили в качестве единственного выхода сделать небольшую операцию, на которую пациент не согласился. Через некоторое время он стал применять йогические терапевтические процедуры; кроме соблюдения обычной диеты, выполнения поз и принятия солнечных ванн он под наблюдением инструкторов делал упомянутую выше процедуру. Пациент реагировал на лечение очень хорошо и после восьми недель пребывания в нашем институте полностью вылечился. Подобные примеры можно найти в книге "Йога", тт. IV- V.
41 Также см. взгляд на эту проблему доктора Ингельса в его книге "Hygiene of the Vocal and Respiratory Apparatus", c. 107.
42 В Индии первыми важность такого ухода за лицом, состоящего из пяти ступеней, осознали древние индусские врачеватели. См. "Чарака-Самхита", сутрастанам, V, 68 и далее; "Сушрута-Самхита", сутрастанам, XLVI, 482 и далее.



Источник: http://www.fund-intent.ru/obuch/tech03.shtml
Категория: Разное | Добавил: yoga23 (04.03.2008) | Автор: Шри Йогенда
Просмотров: 6749 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz