Сурья Намаскара, или Приветствие Солнца, - это
практика, которая пришла к нам из глубокой древности. Она способна
наполнить жизнь человека небесным блаженством. С помощью Сурья
Намаскары человек может стать радостным и счастливым. Старость и смерть
перестанут устрашать его. Говорят, что великие йогины с помощью
контроля дыхания могли значительно увеличивать продолжительность своей
жизни и даже обретали власть над смертью.
В наши дни люди даже не стремятся постичь традиции и
практики своих предков, не пытаются научиться контролировать свои
органы чувств. Вместо этого они занимаются самооправданиями и сокрушают
силу своих умов в погоне за материальными благами. Люди избегают
смотреть в глаза реальности просто потому, что не могут увидеть ее. Это
делает жизнь людей ничтожной и ведет к болезням, нищете и смерти. Но,
последовав традициям предков, они могли бы развить свое тело и ум,
чтобы позволить проявиться истинной природе Сущности. Как утверждают
древние тексты:
Найям атма балахинена лабхъях. Нельзя достичь Сущности,
не имея силы. (Myндака Упанишад, III: 2:3)
Крепкое тело, органы чувств и ум помогут нам стать
здоровыми и праведными, жить долго и счастливо. Они также дадут нам
возможность достичь вселенской свободы. Так что если мы хотим наполнить
свою жизнь здоровьем, праведностью, разумом и долголетием, то мы не
должны забывать традиции предков.
Великие мудрецы говорили:
"Шарирамадъям халу дхарма Садханам (Первый шаг на пути духовных
поисков - позаботиться о теле)". Следуя этому наставлению, наши предки
отыскали путь к телесному здоровью. Этот путь не противоречил древним
текстам и был в полном согласии с ними. Наши предки знали, что путь к
телесному здоровью лежит через Сурья Намаскару и йогическую практику. Они
постигали учение, практиковали и были счастливы. В каждом уголке Индии
люди всех каст выполняли Сурья Намаскару, описанную в шастрах. Люди делали
это каждый день с чувством, что совершают праведный поступок. Они знали,
насколько важно для здоровья благословение Бога Солнца. Если мы вдумаемся
в смысл фразы "Арогъям бхаскарад икчет
(Человеку следует просить здоровья у солнца)", становится совершенно
ясно, что Бог Солнца благословляет людей на здоровую жизнь. Таким
образом, чтобы обрести здоровье - величайшее сокровище, - следует
испросить благословения у Бога Солнца.
Существует множество форм поклонения,
но поклонение Солнцу с помощью Сурья Намаскары имеет особую важность. Как
сказано в древних текстах, "Намаскараприйя суръях
(Намаскара - возлюбленная солнца)". Составляющие Намаскары нельзя
выполнять как вздумается, а только согласно методу, описанному в
шастрах. И тогда Солнце, Бог здоровья, будет умилостивлен и ниспошлет
нам жизненную силу и свою защиту. Подытоживая сказанное, если человек
стремится сохранить свое здоровье, то он должен выполнять Сурья
Намаскару без отступлений от пути, описанного в шастрах.
В шастрах смысл мантр объясняется так, что становится
понятным даже глупцу. В шастрах, посвященных Богу Солнца, содержатся
молитвы и обращения к Нему. К примеру:
Бхадрам карнебхих шрунуйяма девах
/Бхадрам пахийема / Акшабхир яджатрах. О Боги, примите нашу
жертву, позвольте нам своими ушами слышать, что есть истинно, позвольте
видеть воочию, что есть истинно.
Основной смысл этой мантры не в том, что она укрепляет
тело, органы чувств и ум, и не в том, что она избавляет человека от
болезней. Эта мантра позволяет человеку увидеть божественность во всем
окружающем, она дарит ему ощущение внутреннего счастья и полное
освобождение от суеты. При достижении ощущения внутреннего счастья
человек автоматически обретет и здоровье. Следовательно, чтобы стать
здоровым, необходимо практиковать Суръя Намаскару и не отступать от
предписанных правил.
Многие люди описывали методику
выполнения этого упражнения, и каждый описывал ее по-своему. Нельзя четко
определить, какое из описаний является истинным. Но если мы внимательно
изучим учение Йогов, то заметим, что во всех описаниях Суръя Намаскары
есть общие черты. Во-первых, упражнение следует выполнять согласно
виньясе - системе, связывающей движение и дыхание. Во-вторых,
необходимо уделять внимание речаке, или выдоху, пураке,
или вдоху, и медитации. Согласно шастрам, традиционное выполнение включает
виньясу, речаку и пураку, дхъяну (медитацию),
дришти (концентрацию на определенной точке), а также
бандхи
(напряжение мышц, или мышечные замки). Суръя Намаскару следует
выполнять только так, и это подтверждается опытом многих поколений
йогинов. Приветствие Солнцу, которое выполняется без учета этих правил,
является лишь атлетическим упражнением, но никак не Суръя Намаскарой.
Существует два типа Суръя Намаскары.
Первый насчитывает девять виньяс, а второй - семнадцать. Чтобы
научиться правильно выполнять винъясы, речаку и пураку,
бандхи, дхьяну и тратаку (созерцание), следует обратиться к Сатгуру.
Сатгуру не просто знает шастры наизусть, он практикует и живет по
этим шастрам. Если человек занимается согласно наставлениям
древних текстов под руководством Сатгуру, то победит три страдания -
манасика (страдание ума), десика (телесное страдание) и
адхьятмика (духовное страдание) - и проживет здоровую жизнь.
Общеизвестно, что от психических
болезней нет лекарства. Но в Шрути сказано, что Суръя Намаскара
излечивает даже их. Мантра "Хридрогъям мама сурья хариманам ча
нашайя (О Солнце, избави от бледной немочи сердце мое и ум мой)"
говорит о том, что можно победить и психические болезни, и болезни,
порожденные прарабдха
кармой, то есть действиями, совершенными в предыдущих жизнях и
являющимися причиной болезней в нынешней. Наши предки тщательно изучали
мантры, глубоко понимали их смысл и применяли их на практике. В
результате жизнь наших предков была долгой, а здоровье - крепким, они
обладали великой силой и умом, были неподвластны болезням, нищете и
смерти и обретали божественное знание и блаженство.
Сурья Намаскара, если выполнять ее в
соответствии с предписаниями древних текстов, способна помочь в излечении
таких страшных болезней, как проказа, эпилепсия, желтуха. К подобному
заявлению не следует относиться с сомнением или недоверием. Вне всякого
сомнения, современная медицина располагает средствами для лечения этих
опасных заболеваний. Но случается так, что человек в течение многих лет
проходит курс лечения по поводу, например, проказы далее без намека на
излечение. А после пяти-шести месяцев практики Сурья Намаскары,
йогасаны и пранаямы
(или близких к ним методик) человек обнаруживает, что выздоровел. Я
проверил это на собственном опыте. Поэтому ученикам следует упорно
заниматься и отставить все сомнения и страхи.
Работа очень многих людей связана с
длительным пребыванием в одной позе, что ведет к появлению болей в
суставах и трудностям при передвижении. Люди пробуют на себе все
существующие методы медикаментозного лечения, но ни один из них не
приводит к полному исцелению. Суръя Намаскара может полностью избавить от
этих страданий. Йогины утверждают, что нарушения такого рода связаны с
нади. Для того чтобы удерживать тело - основу для совершения всех
благих дел - чистым и свободным от болезней, Сурья Намаскара и
йогасана
имеют огромную важность. Они полезны абсолютно всем, старикам и
молодым, мужчинам и женщинам. Если все люди осознают ценность Суръя
Намаскары и йогасаны и начнут практиковать их, то с гордостью можно
будет сказать, что священная земля Индии снова наполнилась свежей
энергией. Правительству следует понять, насколько полезны эти методики,
и сделать их обязательными для студентов всех учебных заведений. Тогда
юноши и девушки смогут сделать свою жизнь чище, и всему миру будет
оказана неоценимая услуга.
Несомненно, Мать Индия будет очень довольна.
Следовательно, мы должны всегда помнить о светоче божественного
йогического знания, который пришел из нашей Ведической культуры, и
нести его всему человечеству.
Методика выполнения первой
Сурья Намаскары
В Сурья Намаскаре первого типа насчитывается
девять винъяс. Поставьте ноги вместе, чтобы пятки и большие
пальцы стоп соприкасались. Выпрямите спину, расправьте грудь и слегка
наклоните голову вперед. Стойте прямо, внимание сосредоточено на кончике
носа. Эта поза называется Самастхити
(фото 1), что означает "стоять прямо". Затем медленно вдохните через нос,
поднимите руки вверх над головой и соедините их вместе, немного наклоните
голову назад и посмотрите на пальцы рук - это первая винъяса(фото 2).
Теперь, медленно выдыхая, опустите руки вниз, коснитесь ими пола с
одноименной стороны от стоп и дотянитесь носом до колен. Помните, что ноги
в коленях должны быть выпрямлены. Это вторая винъяса (фото 3).
Затем, выполняя пураку (вдох), подымите только голову - это
третья винъяса (фото 4). Теперь, вместе с речакой
(выдохом), упритесь ладонями в пол. Переместите ноги назад так, чтобы тело
оказалось параллельно земле. Сохраняйте тело прямым и опирайтесь лишь на
ладони и пальцы ног. Это четвертая винъяса (фото 5). Затем,
выполняя пураку, прогнитесь в пояснице, подайте грудь вперед и выпрямите
руки (фото 6). Колени и бедра не должны касаться пола. Распрямите стопы,
пальцы ног держите вместе, подъемы стоп касаются пола. Это пятая
винъяса. При выполнении всех винъяс тело следует держать
напряженным и прямым. Следующим шагом одновременно с речакой
подайте поясницу вверх, голову наклоните вперед и прижмите пятки к полу
(фото 7). Максимально втяните живот, зафиксируйте позицию и направьте
внимание на пупок. Это шестая винъяса. Идущая вслед за ней
седьмая винъяса - это переход в позицию третьей винъясы:
выполните пураку, переместите ступни и расположите их между
кистей рук, ноги и стопы вместе, колени прямые. Восьмая винъяса -
переход в позицию второй, а девятая - первой винъясы. Затем
следует выпрямиться и принять Самастхити
(фото 1).
|
|
|
Фото 2. Первая Сурья
Намаскара, первая виньяса. |
Фото 3. Первая Сурья
Намаскара, вторая виньяса; Уттанасана. |
Фото 4. Первая Сурья
Намаскара, третья и
седьмая виньяса. |
|
|
Фото 5. Первая Сурья Намаскара, четвертая виньяса;
вторая Сурья Намаскара, восьмая и двенадцатая виньясы; Чатуранга
Дандасана. |
Фото 6. Первая Сурья Намаскара,
пятая виньяса; вторая Сурья Намаскара, девятая и тринадцатая
виньясы. |
Такова методика выполнения первой
Суръя Намаскары. Часто при этом читаются мантры. Медитация здесь очень
важна, и следует помнить о дришти - местах, на которых необходимо
концентрироваться. Это насагра дришти (сосредоточение на кончике
носа) при выполнении самастхити, бхрумадхъя дришти
(сосредоточение на точке между бровей) при выполнении первой
винъясы, насагра дришти для второй винъясы,
точка между бровей для третьей и т. д. Другими словами, при выполнении
нечетных винъяс
следует концентрировать внимание в точке между бровей, а при выполнении
четных - на кончике носа.
|
Фото 7. Первая Сурья
Намаскара, шестая виньяса; вторая Сурья Намаскара, десятая
и четырнадцатая виньясы; Адхо Мукка
Шванасана. |
В дополнение к сказанному, четным
винъясам соответствует речака, а нечетным -
пурака. Вообще, методика выполнения речак и пурак
является общей для всех винъяс и асан, описанных далее.
Садхака (духовный ученик) должен прилежно изучить эту методику.
Методика выполнения второй
Сурья Намаскары
В Сурья Намаскару второго типа входит
семнадцать винъяс. Речака и пурака выполняются как и в первой Сурья Намаскаре.
Станьте прямо, ноги держите вместе,
как в первой Суръя Намаскаре (фото 1). Затем, одновременно с пуракой,
согните ноги в коленях (но держите колени вместе), подайте грудную клетку
кверху, выпрямите руки над головой и соедините их, немного запрокиньте
голову и пристально посмотрите на пальцы рук. Это первая винъяса
(фото 8). Теперь, выполняя речаку, выпрямите ноги в коленях, коснитесь
руками пола с одноименной стороны от стоп, как описано в первой Сурья
Намаскаре, и коснитесь носом коленей (фото 3). Это вторая
винъяса. Далее, с пуракой напрягите спину и подымите
одну только голову. Это третья винъяса (фото 4). Затем, медленно
выполняя речаку, перейдите в упор лежа (фото 5). Основное усилие
приходится на руки, как в первой Суръя Намаскаре. Слегка запрокиньте
голову и зафиксируйте позицию. Это четвертая винъяса. Теперь с
пуракой за счет силы рук подайте тело вперед, приподымите грудную
клетку и прогните спину (фото 6). Ноги напряженные и прямые, подъемы стоп
упираются в пол. Это пятая винъяса. Затем, одновременно с
речакой, подайте поясницу кверху и упритесь пятками в пол, подогните
голову, втяните живот и сосредоточьтесь на пупке (фото 7). Это шестая
винъяса. Теперь, выполняя пураку, согните правую ногу в
колене и бедре и поместите правую стопу между кистей рук (руки опираются о
пол), максимально выпрямите левую ногу (она направлена назад), выпрямите и
соедините руки над головой, разверните грудную клетку, немного наклоните
голову назад и зафиксируйте внимание на кончиках пальцев рук (фото 9). Это
седьмая винъяса. Восьмая виньяса - переход в позицию
четвертой винъясы (фото 5). Девятая - переход в позицию пятой
(фото 6), десятая - шестой (фото 7). Одиннадцатая винъяса похожа
на седьмую, только в седьмой винъясе (фото 9) правая нога
движется вперед и левая остается сзади, а в одиннадцатой винъясе
- наоборот. Двенадцатая виньяса - снова переход в позицию
четвертой, тринадцатая - пятой, четырнадцатая - переход в позицию шестой
виньясы. Пятнадцатая винъяса представляет собой переход
в позицию третьей, шестнадцатая - второй и семнадцатая - первой
винъясы. Затем выполняется Самастхити
.
|
|
Фото 8. Вторая Сурья Намаскара, первая
и семнадцатая
виньясы; Уткатасана. |
Фото 9. Вторая Сурья Намаскара, седьмая
виньяса. |
Во второй Суръя Намастре винъясы,
речака и пурака выполняются так же, как описано в первой Суръя
Намаскаре. Только первая, седьмая, одиннадцатая и семнадцатая
винъясы выглядят по-другому, остальные же похожи. Как упоминалось
ранее, четные винъясы выполняются с речакой, а нечетные
- с пуракой .
Ученики должны изучить эти методики, и
лучше всего, если изучение будет происходить под руководством Гуру.
Следует также помнить, что кумбхака - задержка дыхания - не
предусмотрена ни в Сурья Намаскаре, ни в асанах. Как уже
обсуждалось ранее, во время выполнения Суръя Намастры следует постоянно
помнить о дришти, бандхах, дхъяне, речаке и пураке. Выполнив
Приветствие Солнца, можно приступать к выполнению других религиозных
обрядов. Человек должен проводить их, сидя в Падмасане. Приступая
к выполнению асан, следует сначала выполнить Сурья Намаскару, а
только затем - асаны.
Таково правило, и каждый, кто придерживается его, сможет достичь всего,
чего только пожелает. |