Осень – подходящее время для постепенного входа в
практику моржевания. Я бы сказала, что осенью купаться в водоеме
даже сложнее, чем зимой. Во-первых, организм только адаптируется к холодам и
купание еще больше осложняет этот процесс. Во-вторых, разница температуры воды и
воздуха ощущается сильнее, чем зимой. Если зимой вода теплее воздуха, то осенью
вода обычно холоднее, причем разница эта может составлять около 10 градусов.
Зато нет такого психологического барьера – входить в воду без льда
легче, но эффект моржевания уже можно ощутить.
Но
сейчас я хочу остановиться на рассмотрении самого процесса моржевания, или
точнее кратковременного холодового воздействия на человека. Ведь моржевание –
лишь повод. Повод для того, чтобы что-то узнать о себе: своих реакциях,
психических процессах, о своем теле.
Для
меня этот процесс был, прежде всего, исследованием, результаты которого
были описаны в статьях (в данной рассылке их можно найти в
архиве http://subscribe.ru/catalog/rest.esoteric.yogakiev
). Я не считаю исследовательский подход единственно
верным, их может быть сколько угодно, но не могу не сказать, что цель, которую
вы ставите перед собой, будет определенно влиять и на сам процесс.
Сейчас
хочу предложить вам один из подходов самопознания, который применяется очень
широко в разных областях – это феноменологический подход.
Несколько
слов о феноменологии. Основателем ее является философ
Эдмунд Гуссерль, он хотел создать точный и чистый метод
исследования, в котором чистое естествознание является чистым от
психологического содержания. С точки зрения Гуссерля психология не может быть
эмпирической наукой об объективных психических фактах. Феноменология есть общее
учение о сущности, в которую входит наука о сущности познания.
Помните притчу о фонтане: я вижу фонтан, ты тоже видишь
фонтан, интересно - мы видим один и тот же фонтан? Так вот, одной из задач
феноменологического исследования является изучение субъективного
восприятия человека, но она также не единственная и не главная.
Если применять феноменологический подход в качестве инструмента в
психотерапии или какой-то практике самопознания, то он
ориентирован на работу с переживанием как с наиболее достоверной
психологической реальностью. Психические феномены рассматриваются отдельно от
реальных событий, которые им соответствуют. Ведь
душевные переживания в отличие от объектов действительного мира не
имеют пространственно-временной характеристики. Поэтому феноменологический
подход не учитывает поведение, причины или моральную оценку этого поведения, а
изучает индивидуальный опыт человека, в отличие от казуального исследования
(поиска причин), интерпретаций или директивных методов. Один из приемов этого
подхода, который я предлагаю осуществить в процессе моржевания, это применение
феноменологической редукции. Она означает, что все трансцендентное (мне
имманентно не данное) должно быть помечено индексом обнуления, т.е. его
экзистенция, его значимость не должны устанавливаться как таковые. Сейчас
поясню.
[
Прошу прощения у читателей за столь поверхностное прикосновение и упрощенное
отношение к феноменологическому подходу, но в рамках данной статьи речь не идет
о настоящем и глубоком проведении феноменологического опыта. Желающих освоить и
воспользоваться этим методом более глубоко отсылаю к работам Эдмунда Гуссерля по
феноменологии, в первую очередь, это «Амстердамские доклады» и «Идея
феноменологии». ]
Итак,
вы собрались заняться моржеванием. Это значит, что у вас уже сформированы
какие-то предпосылки. Вы знаете, зачем вам это нужно,
предполагаете, как это будет и что с вами будет происходить.
Конечно, все это необходимо для подготовки к любому мероприятию. Вы намечаете
приблизительный сценарий и начинаете к нему готовиться: что-то читаете, с кем-то
советуетесь, может быть, идете с кем-то за компанию.
Для
осуществления феноменологической редукции нужно отказаться от предпосылок -
обнулиться. Если вы собираетесь совершить какое-то действие впервые (в данном
случае, имеется в виду моржевание), это ведь уникальная возможность
действительно испытать на себе что-то в первый раз! Но чаще всего, наши ожидания
искажают даже первоначальный опыт.
У
вас уже есть представление о том, что вода холодная (ну это ведь очевидно!), и
вам обязательно должно быть холодно. Но дело в том, что ваше тело и психика
реагирует не только на температуру воды, но и на ваше представление о том, как
должно быть и что с вами должно происходить. Постарайтесь очистить ваше
восприятие от ожиданий и окунуться в неизвестность. Иначе тело будет изначально
зажатым страхом холода или как-то конфигурировано – подстроено и нацелено на
определенную реакцию, но в любом случае ваши ощущения будут
искажены, вы даже не поймете, что вы чувствуете на самом деле. Это не значит,
что у вас исчезнет представление, у вас есть образ вашего тела, и у действия
тоже есть образ, в данном случае это образ процесса моржевания. Но очистить
восприятие от предпосылок необходимо, чтобы не подтверждать этот образ, а, может
быть использовать возможность встретиться с Иным – с тем зазором между
воображаемым и реальным, что не вписывается в рамки обыденности и бесконечной
повторяемости. Но будучи вклеенным в образ, можно эту встречу пропустить. Ведь
маркируя что-то происходящее с нами, происходящее в нашем теле и сознании
каким-то словом, обозначающим какое-то конкретное чувство и отношение, мы уже
пытаемся втиснуть свои чувства в заданную социумом форму. И иногда при этом
калечим себе жизнь, подменяя осознание действительного содержания своих чувств
каким-то стереотипом.
На берегу, еще не снимая одежду, я предлагаю войти в
контакт со своим телом, просканировать его, просто отмечая, как вы его
ощущаете. Внимание сосредоточьте на дыхании - оно по возможности
спокойное и глубокое. Если вы подошли к водоему, то ваше состояние
уже как-то изменилось – фиксируйте эти изменения. Попытайтесь понять, что вы
чувствуете, стоя на берегу в одежде. Дальше отмечайте, какие ощущения возникают,
когда вы начинаете раздеваться. Старайтесь не зажимать тело от первого ощущения
прохлады. Расслабьтесь, почувствуйте прикосновение легкого ветра. (При сильном
ветре лучше не начинать!). Не теряйте контакт с телом - внимание на ощущения:
как ступни касаются земли, как кожа соприкасается с воздухом и водой, а также,
что вы видите, как это все переживаете. Постарайтесь быть здесь и сейчас -
максимально присутствовать в данном моменте вашей жизни.
Но
это не значит, что стоит пренебрегать какими-то правилами безопасности и
полагаться только лишь на свои ощущения и идти у них на поводу - они могут быть
обманчивы. В первый раз стоит только лишь окунуться и не оставаться в воде
длительное время. Выйти, вытереться и одеться в теплую одежду. Только лишь имея
уже какой-то опыт, вы поймаете все оттенки и нюансы ощущений и переживаний,
сможете уловить все составляющие этого процесса: от восприятия изменений
физиологических процессов до изменений состояния сознания.
Я
не знаю, зачем люди практикуют моржевание или другие техники, но для меня это не
только способ закаливания и поддержания тела в тонусе, но в первую очередь,
возможность встречи с чем-то новым и неизведанным, с той
неизвестной собой, которую я еще не знаю, но которая может быть обнаружена в
каких-то определенных условиях, связанных со стрессом, с особым состоянием
сознания. В этот момент обнажается тот разрыв, та самая болезненная трещина
между душой и телом, между базовым образом себя, матрицей своего Я и формой ее
реализации. Но произойдет ли эта встреча и что с этим дальше делать – каждый
решает сам.
Удачного
начала сезона моржевания! |